Организация надлежащего хранения товаров относится к важнейшим составляющим прибыльного бизнеса. Помещения, в которых они хранятся, должны быть соответствующим образом оснащены и приспособлены. Универсальных правил для работы системы складов не существует. Только индивидуальный подход с учетом многих сопутствующих факторов обеспечит рентабельность и эффективность предприятия. Именно этим занимается складская логистика (СЛ). Об особенностях ее функционирования, о том, как правильно организовать управление складами, вы узнаете ниже.
Что такое складская логистика
Складская логистика – это деятельность, обеспечивающая эффективную организацию товарооборота и управление товарными запасами предприятия, их учет и оптимальное распределение в местах хранения. Ее использование позволяет снизить риски потерь из-за ошибок сотрудников и пересортицы. Управление складской логистикой предполагает, что торговое или производственное предприятие имеет помещения или территории, отведенные под склад. Оно является составной частью доставки до потребителя, поэтому находится в тесном взаимодействии с транспортными процессами. Управлять складским хозяйством как элементом системы логистики и контролировать его работу намного проще, если внедрить Warenhouse management system (WMS). Этот инструмент подбирается индивидуально под конкретный склад и позволяет оптимизировать все логистические процессы от подбора персонала до отгрузки.
Основные функции складской логистики
Корректировка ассортимента. Она осуществляется согласно заказам клиента. Благодаря оперативному реагированию на запросы заказчиков исходный ассортимент включает в себя больше востребованных товаров. Заказы выполняются более эффективно, повышается репутация предприятия, увеличивается прибыль.
Хранение и складирование. Условия, в которых хранятся товары, должны соответствовать их характеристикам. Нетребовательная к внешней среде продукция может размещаться под навесом на открытых площадках. Скоропортящиеся товары должны храниться в закрытых помещениях при определенной температуре и влажности.
Предоставление сопутствующих услуг. Оно предусматривается в двух вариантах. В виде отдельных процедур (упаковки, сортировки, фасовки, маркировки и т. д.) или как полный комплекс работ, от получения груза и размещения его на складе до отправки получателю. В сопутствующие услуги входит также ответственное хранение, проверка функциональности (для техники и приборов), сборка и предпродажная обработка.
Грамотно организованная складская логистика позволяет снизить расходы предприятия.
Этапы организации работы склада
Для продуктивной работы складских помещений необходимо организовать процессы так, чтобы они действовали синхронно, без задержек и заторов. Правильно построенная логистическая система это в полной мере обеспечивает. Контроль поставок, подбор оптимальной тары, внутрискладские процессы, документальное сопровождение, перевозка и экспедирование должны выполняться четко и быстро. Проследим организацию грамотной логистики на примере универсального коммерческого склада.
Этап 1. Расчет количества складов. При профессиональной организации складирования необходимо, чтобы количество помещений соответствовало весу и объему товаров. Если складов будет меньше, чем требуется, условия хранения ухудшатся, а транспортные расходы возрастут. При большем количестве помещений будет наблюдаться перерасход средств на их эксплуатацию и функционирование. Чтобы этого не произошло, расчетом должны заниматься профессиональные логисты. На этом же этапе определяется, что выгоднее: построить собственный склад или арендовать его.
Этап 2. Выбор расположения склада. От того, где размещены складские помещения, во многом зависит рентабельность хранения. Удачное место значительно снижает расходы на транспортировку. В идеале склад должен располагаться рядом с предприятием, производящим продукцию, но это обычно сложно выполнить. Желательно, чтобы имелись несколько взаимозаменяемых маршрутов к складским помещениям и к местам доставки. Квалифицированные специалисты по складской логистике используют различные способы определения оптимального положения склада. Главный критерий – это максимальное сокращение расходов на транспортировку.
Этап 3. Закупка оборудования. Автоматизация склада предусматривает использование специализированной техники: ричтраков, штабелеров, палетоукладчиков, вилочных погрузчиков и т. п. Если помещение будет использоваться на постоянной основе, лучше купить новые высокотехнологичные модели, а не те, которые были в употреблении. Для подбора и покупки складского оборудования следует привлекать специалистов. Только квалифицированный логист сможет правильно оценить необходимость той или иной техники и целесообразность ее покупки для конкретного склада.
Этап 4. Разработка системы складирования. Предварительная разработка технологии размещения, распределения и транспортировки товаров позволяет существенно снизить затраты предприятия. Эффективная система складирования предусматривает продуманные принципы сортировки товара по контейнерам, палетам и другой таре, благодаря чему и мелкие, и крупные заказы выполняются максимально оперативно.
Этап 5. Подбор персонала. Гарантией производительной работы склада является квалифицированный коллектив сотрудников. Подбор персонала осуществляется с учетом следующего:
· умеет ли сотрудник работать в команде;
· насколько он обучаем;
· имеет ли опыт работы в логистике;
· насколько ответственно относится к своей работе.
Правильно подобранный коллектив работает как часы, не требует постоянного контроля и внимания со стороны руководителя.
Этап 6. Запуск складской логистики. На заключительном этапе выполняется тщательный анализ ранее проделанной работы и принимается решение об организации и запуске системы СЛ. Если все было сделано правильно, она будет работать эффективно и безупречно. Так как совершенных систем управления нет, понадобится периодический контроль работы склада. Своевременные небольшие коррективы предотвратят появление серьезных проблем.
Какой должна быть складская логистика предприятия
Главные требования очевидны: это эффективность рабочих процессов и рентабельность складов. К другим признакам отлаженной логистики относятся:
· точность. Отгрузка и размещение товара совершаются в указанное время, без задержек;
· сохранность. Это касается как скоропортящихся, так и чувствительных (хрупких) товаров;
· оснащенность. Для всех работ с грузами имеется специальная техника и оборудование;
· квалифицированность. Рабочие проблемы оперативно решаются опытными специалистами;
· контроль и учет. Вся документация и архивы содержатся в полном порядке.
Стоит ли отдавать складскую логистику на аутсорсинг
Организацией складирования не обязательно заниматься самостоятельно, особенно если на предприятии отсутствуют специалисты такой квалификации, а нанимать их на постоянную работу невыгодно. В этом случае логистику склада может организовать сторонняя фирма, которая возьмет на себя ответственность по управлению товарными запасами, их складированию и транспортировке. Как и всякое иное решение, отправка логистической системы на аутсорсинг имеет свои плюсы и минусы. К первым относятся:
· высокое качество предоставляемых услуг;
· возможность решения проблем в комплексе;
· при необходимости быстрое расширение географии доставок;
· быстрое и профессиональное решение задач по складированию.
Среди минусов можно назвать:
· высокую стоимость услуг;
· слабые перспективы для развития собственной логистики.
Вышеперечисленное означает, что аутсорсинг будет хорошим вариантом для среднего и малого бизнеса. У таких компаний обычно мало денег, чтобы вложиться в строительство собственных складов и организовать их работу. Однако крупным предприятиям лучше задуматься о создании своей складской логистики.
Как выбрать аутсорсинговую компанию
На логистическом рынке присутствует большое количество организаций, предлагающих аутсорсинг складской логистики, и с каждым годом их становится все больше. Чтобы сделать правильный выбор, от точности которого зависит успех предприятия, необходимо обратить внимание на факторы, которые обязательно присутствуют в надежной логистической компании:
· хорошая информационная система с оперативной обратной связью;
· грамотное взаимодействие и координирование всех подразделений;
· значительный опыт работы в логистической сфере;
· высокая скорость выполнения заказов;
· качество грузообработки на всех этапах;
· общая производительность и эффективность работы.
Чтобы оценить заинтересовавшую вас компанию, можно посетить тематические форумы, почитать отзывы тех, кто уже обращался к ней. Обратите внимание и на виды услуг, которые оказывает организация. Серьезная компания не только занимается складской логистикой, а выполняет и сопутствующие работы. Например, решение таможенных вопросов, организацию транспортировки, юридическое сопровождение и т. п. Если вы собираетесь только арендовать помещения, имейте в виду, что надежная аутсорсинговая компания:
· обеспечивает беспрепятственный доступ к арендованному складу в режиме 24/7;
· заботится о безопасности складских помещений (есть видеонаблюдение, пожарная сигнализация, постоянная охрана).
Заключение
Складская логистика заключается в оптимизации распределения, оформления и учета продукции, хранящейся на складе. От того, насколько она грамотно построена и организована, зависит развитие бизнеса, рост клиентуры, увеличение прибыли. Если самостоятельная организация складской логистики для предприятия является неподъемной с финансовой точки зрения, целесообразно отдать ее на аутсорсинг.